Взятия на ходу
В этом гайде мы обсудим тактический прием экшн-шахмат, которым чаще всего пренебрегают: взятие на ходу. Начнем с определения этого понятия.
Когда две фигуры сталкиваются во время движения, та фигура, которая начала ход раньше, забирает другую. Это называется взятием на ходу. И это не баг.
Взятие на ходу зачастую происходит случайно в партиях неискушенных игроков. По этой причине расхоже мнение, что выгодное взятие на ходу - результат одного лишь везения. Чтобы идея бросалась в глаза любому, выделим ее большим жирным шрифтом:
Взятие на ходу - это мощнейший тактический прием, который можно использовать намеренно для изменения хода игры в свою пользу!
Высокоуровневые экшн-шахматисты частенько используют взятия на ходу сознательно в качестве оборонительного, а иногда и атакующего инструмента.
Как это можно сделать?
Использование взятия на ходу для защиты
В этой позиции черный ферзь перезарядится как раз вовремя, чтобы забрать белого короля. Однако, белые могут спасти себя от неминуемого поражения с помощью взятия на ходу (простое перекрытие ферзем успехом не увенчается, поскольку черный король успеет поддержать черного ферзя, когда тот заберет белого).
Поле, помеченное желтым крестом, называется полем взятия. Чтобы взятие на ходу свершилось, белый ферзь должен пересечь поле взятия ровно в тот же момент, когда через него пойдет черный ферзь. Чтобы
это произошло, белый ферзь должен начать движение за секунду до того, как начнет двигаться черный (предполагаем, что мы играем со стандартным контролем, где фигура передвигается на одну клетку в
секунду). В противном случае черный ферзь успеет пройти через поле взятия, прежде чем прибудет белый ферзь, и тогда взятия на ходу не произойдет.
Важное замечание: если вы играете черными, в этой (или похожих) позициях вам стоит соблюдать осторожность и не двигать своего ферзя через поле взятия, когда к нему стремится белый ферзь, иначе
вы рискуете его потерять. Эта партия закончится ничьей, если белые сделают защитный ход ферзем, а черные не попадутся под взятие на ходу.
Использование взятия на ходу для атаки
Итак, только что мы увидели, как намеренное взятие на ходу может спасти фигуру от неминуемой гибели. Однако, что делает взятие на ходу невероятно мощным оружием - это возможность использовать его в
атакующих целях.
Здесь целью белых является черный слон. Поскольку он расположен на краю доски, варианты его отступления ограничены, если он окажется под атакой:
Слон может двигаться только в двух направлениях. Если белый слон полезет на черного, вариант отступления останется один.
Черный слон не может уклониться навстречу надвигающемуся белому слону: он будет съеден в результате взятия на ходу. Теперь вы, вероятно, понимаете, куда мы клоним:
Делая ход ладьей к верхнему краю доски ровно перед тем, как послать белого слона забирать черного, белые отрежут черному слону все пути к отступлению. Если он уклонится навстречу слону, слон
заберет его на ходу. Если уклонится в другом направлении, то на ходу его заберет ладья на помеченном крестом поле. Это наиболее типичное атакующее взятие на ходу.
Однако, есть и другой очень интересный способ применения взятия на ходу:
В этой достаточно форсированной позиции черный слон может съесть белого ферзя. Черный король только что встал на е6, а белая пешка не успевает заблокировать слону путь к ферзю. В этот момент вы, возможно, почесываете затылок в недоумении - ведь здесь нет очевидного взятия на ходу, которое могли бы использовать белые для спасения ферзя. Но вот в чем фишка:
Вот она идея: белые намеренно продвигают пешку вперед, когда слон пересекает поле взятия и таким образом забирает пешку на ходу.
Это вскрывает белую ладью, которая теперь может беспрепятственно съесть черного короля. Невероятная игра!
Больше о взятиях на ходу
Существует один важный аспект взятий на ходу, о котором стоит упомянуть, прежде чем вы попробуете использовать их в партиях:
Чтобы успешно взять на ходу фигуру соперника, ваша фигура должна пройти как минимум такое же расстояние до поля взятия, что и фигура соперника.
Например:
В этой позиции белая ладья не может взять на ходу черного ферзя в целях предотвратить взятие белого короля. Невозможно пересечь поле взятия в тот же момент, что и черный ферзь и при этом начать движение первой. Единственный вариант спасения белых здесь - это прикрыть короля ладьей.
Теперь же ладья может забрать черного ферзя на ходу, однако гораздо безопаснее просто перекрыться, поскольку не вовремя совершенное взятие на ходу будет стоить вам партии.
Что ж, на этом все. Надеемся, у вас получится целенаправленно применять взятия на ходу в ваших партиях.
P. S. а еще существуют перехваты...
Примеры стратегий в Click-Storm Action Chess. Часть 13
Другие материалы по Click-Storm Action Chess находятся в статье ниже:
Cooбщения