С момента запуска Click-Storm Action Chess начало формироваться комьюнити игры. Артем "Zubrrr" Зубрицкий стал одним из лучших игроков и многократно становился чемпионом в турнирах по шахматам в реальном времени.
Мы не могли пройти мимо и взяли интервью у международного мастера по шахматам, в котором Артем рассказал о своем шахматном опыте, о перспективах Click-Storm Action Chess, а также дал советы начинающим игрокам.
— Когда и как ты начал играть в классические шахматы?
— В шахматы меня вовлек дедушка: говорит, что показал мне их в 2-2,5 года просто как игрушки, чуть позже объяснил мне правила. Так что играю сколько себя помню, с трех лет точно.
— Каких успехов ты достиг в шахматах? Когда и как ты заслужил звание международного мастера по шахматам?
— Самым большим успехом на юношеском уровне является победа в чемпионате России по быстрым шахматам. Несмотря на возраст, то был сильный турнир: несколько человек в скором будущем стали гроссмейстерами и до сих пор играют. Разок довелось пробиться на юношеский чемпионат Европы, где удалось попасть в десятку сильнейших.
После поступления в университет мне стало сложнее выступать в турнирах с длинным (классическим) контролем времени, поэтому я переключился на быстрые шахматы и блиц. В частности, выиграл блицтурнир "Петербургское лето" в 2015-м году. Формально я тогда даже международным мастером еще не был, звание мне присвоили только под Новый год. Дважды становился обладателем кубка Санкт-Петербурга по блицу.
— Как ты узнал о наших шахматах? Что тебя привлекло в этой игре?
— Коллега показал ролик с комментариями Профессионала, и понеслось. Сразу захотелось, чтобы он и мои партии прокомментировал, но это не единственное, конечно. В первую очередь понравилась сама идея одновременного движения фигур. Это видится мне логичным с той точки зрения, что шахматы задумывались как модель войны, а там все-таки необязательно ходить по очереди и только одной фигурой. Это придает игре более динамичные черты.
Если про обычные шахматы порой можно услышать обвинения в скучности, то здесь соскучиться вряд ли успеешь. Скорее наоборот, нужно постараться, чтобы уследить за всем происходящим. Так что экшн-шахматы - как минимум полноценное интересное развлечение, если обычные шахматы поднадоели. Но в них меньше ограничений и присутствуют свои уникальные элементы, которые добавляют игре драйва. Например, возможность стоять королем под шахом или даже намеренно ходить под шах - в обычных шахматах так не получится.
— Какие на твой взгляд у нее есть перспективы?
— Предположу, что такие шахматы будут более интересны зрителям вследствие своей динамики. У обычных шахмат существуют сложности с показом по телевизору, а у экшн-шахмат их должно быть меньше. Только комментаторы нужны хорошие, разбирающиеся.
Вообще, поскольку киберспорт сейчас прогрессирует и привлекает внимание все большего количества людей, слияние шахмат и киберспорта должно сказаться позитивно на их имидже.
Кстати, из-за этого к стандартным для шахматиста навыкам добавляются и присущие киберспортсменам. Такие, например, как реакция, расчет тайминга и аиминг.
— У классических шахматах и Click-Storm Action Chess много общего, но стиль игры у них отличается, как быстро ты привык к ним? Как опыт классических шахмат помог тебе в этом? Какие советы ты дашь новичкам?
— Я не так давно делился впечатлениями о сходствах и различиях между этими играми, не буду все перечислять. Сходств хватает: относительная ценность фигур, их возможности, некоторые стратегические компоненты: сильные и слабые поля, хорошие и плохие фигуры, размены и прочее.
А сколько полезных чисто шахматных навыков: видение доски, точный расчет вариантов, плетение матовых сетей - все это помогает опытному шахматисту. Так что, станете лучше в обычных шахматах, неизбежно станете лучше и в экшн.
— Что ты можешь сказать о комьюнити шахмат в реальном времени? Каков уровень игры противников на турнирах? Тяжело ли тебе дается чемпионство в Click-Storm Action Chess?
— Комьюнити пока невелико, человек 10-15 участвует в турнирах регулярно, обсуждает правила, баги и все такое. И пока, для меня игры складываются довольно легко. Как мне кажется, в первую очередь из-за большой разницы в шахматном уровне: я реже подставляю фигуры как минимум.
Меня обыгрывают в отдельных партиях, конечно, но матч я не проигрывал давненько. Если не ошибаюсь, я проиграл всего 3 или 4 матча, и то в самых первых турнирах. Я довольно быстро перестроился.
— Сколько времени ты уделяешь классическим шахматам и шахматам в реальном времени? Как проходят твои шахматные тренировки? Тяжело ли найти соперника в Click-Storm Action Chess когда не играешь в турнире?
Классическим - по паре часов в день стабильно. В основном работаю над эндшпилями. Тренерскую работу тоже веду. Что касается шахмат в реальном времени, то там обычно только на турниры захожу. Иногда играем с кем-нибудь тренировочные матчи, но комьюнити маленькое, поэтому получается довольно однообразно. Так что обычно какие-то технические приемы отрабатываю.
— У тебя есть другие хобби, кроме шахмат? Я заметил, что тебе нравится покер. Какой у тебя в нем опыт?
В студенческие годы я в покер много гонял, на низких лимитах. Оглядываясь назад, понимаю, что большую часть времени потратил впустую, несмотря на то, что в целом отыграл в плюс. Даже в живых турнирах пару раз успешно выступил, но опять же: то были турниры невысокого уровня.
А так среди хобби у меня игры различного рода: и в футбол рад побегать, и на бильярде шары погонять, в "Что? Где? Когда?" несколько лет играл, а среди компьютерных игр мне сейчас нравятся Paladins.
— Похоже, ты любишь игры, в которых нужно много думать. Твоя работа тоже связана с интеллектуальной деятельностью?
— Да, я участвую в проекте по развитию навыков мышления. Мы разрабатываем онлайн-тренажеры и проводим живые турниры с весьма нестандартными заданиями.
— Что за тренажеры вы разрабатываете? Ты пользовался тренажерами на нашем сайте? Что ты можешь о них сказать?
— Сейчас готовы тренажеры для тренировки навыков быстрого устного счета, памяти, речи, чтения и скоропечатания, более сложные находятся в разработке.
Тренажеры клик-шторма пробовал, но мне сложно оценить их с точки зрения полезности для киберспортсменов. Расклик - пожалуй, самый стандартный и самый сильный из тех трех, что сейчас есть. Герои - тоже неплох. А вот варды, на мой взгляд, стоит доработать. Есть ощущение чрезмерной абстракции.
— В какой организации ты разрабатываешь тренажеры? Как работает тренажер памяти?
— Организация называется Брейнландия. В каждом тренажере мы предлагаем задания, созданные на основе реальных жизненных ситуаций. Таким образом мы не только избегаем излишней абстракции, но и демонстрируем, что интеллектуально совершенствоваться можно в рамках повседневной жизнедеятельности, буквально на ходу.
— Что насчет музыки? Любишь ли играть в шахматы под музыку или предпочитаешь думать в спокойной обстановке? Если да, то какие жанры ты слушаешь?
— Да, только под музыку и играю. Включаю для ритма, не особо громко, чтобы мысли не глушить. Чаще всего это рок, наш или зарубежный, иногда что-нибудь электронное без слов. И в оффлайн турнирах так же делал бы, но там правила не позволяют. Поэтому выкручиваюсь, завожу свою внутреннюю шарманку. Помогает сохранять концентрацию.
Некоторое время назад один из петербургских шахматных клубов располагался над клубом ночным или чем-то подобным: оттуда постоянно доносилась музыка, иногда пол подрагивал во время наших турнирных баталий. Большинству было неудобно, а я кайфовал. Даже немного жалею, что клуб переехал.
Cooбщения