Пешки
В этом гайде мы поговорим о наиболее важной фигуре шахмат в реальном времени за исключением короля: о пешке.
Слабые пешки vs сильные пешки
Не будем сильно вдаваться в детали, в первую очередь поскольку почти все знания об этом можно почерпнуть из шахматных руководств, но краткий обзор приведем:
- Связанные пешки — хорошо
И белые, и черные пешки расположены бок о бок (связанные) и потому могут поддерживать друг друга. Это сильные пешки.
- Изолированные пешки — плохо
Теперь белые пешки не находятся рядом и потому не могут поддержать друг друга. Это слабые пешки.
- Сдвоенные пешки — еще хуже
Белые пешки не поддерживают друг друга, и в то же время одна из них не позволяет другой даже шелохнуться. Это очень слабые пешки.
- Почему вам стоит знать всю эту ерунду — показано ниже:
В этой позиции черные только что пошли пешкой на а6. Сейчас, если белые прочитали наш краткий обзор, они должны понимать, что забирать эту пешку своей пешкой b — плохая идея:
Забрав пешку, белые создали себе две изолированные пешки. Как утверждается выше, такие пешки слабы. Смотрите, что произойдет дальше:
Четырехходовая выигрывающая комбинация
Взятие пешки а6 подставило остальные пешки белых под комбинацию со стороны черных. Вероятно, размен пешек не в ваших интересах, если после него вы остаетесь с изолированными пешками.
Пешечные цепи
Вы имеете пешечную цепь, если у вас есть пешки, соединенные диагонально:
Пешечная цепь
Пешки в пешечной цепи часто слабы в экшн-шахматах. В этой позиции (только немного измененной по сравнению с позицией выше) белые могут выиграть пешку на конце цепи, атакуя предыдущую пешку своей:
Если черные съедят пешку, белые смогут выиграть уже незащищенную пешку е4:
Если черные не сделают этого, белые все равно ее заберут единовременной атакой:
Проходные пешки
Пешки - часто пропускаемый, но ключевой элемент шахмат в реальном времени. В связи с основанной на времени природой этих шахмат, в которой разрешены множественные ходы, пешки значительно сильнее,
чем в обычных шахматах. Быстрое надвижение пешек может быть чрезвычайно сложно остановить, и часто требуется дорогая жертва со стороны вашего оппонента в целях предотвратить превращение одной или
более пешек.
Проходная пешка - это такая, которая не может быть атакована или заблокирована другой пешкой на пути к полю превращения.
(В этой позиции белые пожертвовали своего чернопольного слона, чтобы получить две проходные пешки. Больше информации о таком типе жертв можно будет посмотреть в следующем гайде).
Проходные пешки отмечены красными стрелками
Белые пешки f4 и g5 - проходные, поскольку они не могут быть съедены или остановлены на пути к превращению в ферзя. Предположив, что все оставшиеся фигуры разменяли поровну, придем к следующему положению:
Сейчас белые имеют явное преимущество, поскольку их пешки практически поддерживают сами себя и угрожают превратиться в отсутствие резких оборонительных действий со стороны черных. Белые могут немедленно пойти f5, например, угрожая черному слону, который должен отойти, в то время как белый король может беспрепятственно проникнуть на f4. В идеале черные хотели бы атаковать белые пешки ферзевого фланга своим слоном, но угрозы со стороны пешек f и g достаточно, чтобы заставить слона остаться в защите.
На первый взгляд, выигрыш белых кажется здесь сложной задачей, несмотря на явный перевес. Если белые попытаются толкнуть пешку на g6, то единственное, чего они достигнут, это оттеснят слона на е8. И белые обязаны пойти королем на g5, чтобы удостовериться, что черные не добьются блокады с помощью Крf6:
Белым потребуется удача, чтобы победить в такой позиции. Единственный способ, как белые могут усилить давление, это f6, после чего Сg6 (пешка g движется вперед, чтобы уклониться от взятия) и Крf7 гарантирует черным как минимум ничью:
Заметьте, что если белые пойдут защищать свою пешку с помощью Крf4, то черные могут сыграть Сh7 и Крf6.
Таким образом, можно увидеть, что наша яростная попытка форсировать победу с помощью пешечного преимущества не привела бы к успеху. Вам следует прокручивать такие сценарии во время игры заранее, например, пока белый король движется к полю f4. Продумывание наперед спасает партии.
Что на самом деле требуется в этой позиции - небольшая тонкость. На самом деле белые должны сыграть e5! - жертва, которая выигрывает партию:
В ответ на de и Крd6 белые могут сыграть f6, g6 и Крf5, после чего по крайней мере одна белая пешка должна стать ферзем, и у белых должно хватить времени, чтобы съесть ферзя, когда он появится на е1, и победить.
Если черные решат просто поменяться, белые могут забрать королем на е5. Тогда белые побеждают, играя g6, заставляя черного слона отступить дальше. Потом белые играют f6, вынуждая отступить черного короля, после чего f7 выигрывает слона, и белый король первым успевает добраться до черных пешек ферзевого фланга, добиваясь создания второй проходной пешки и побеждая.
Непринятие жертвы пешки может оказаться даже более катастрофично, так как белые могут продолжить игру дальше с тремя связанными проходными пешками, и победа им обеспечена.
Таким образом, благодаря проходным пешкам, которые белые создали, принеся в жертву слона за две пешки в дебюте, они выиграли партию. Всегда, когда есть возможность, старайтесь создать защищенную проходную пешку, это может оказаться решающим фактором для победы в игре. Создавая проходную пешку, вы создаете потенциального ферзя.
Примеры стратегий в Click-Storm Action Chess. Часть 11
Другие материалы по Click-Storm Action Chess находятся в статье ниже:
Cooбщения