Вход

Регистрация

Cooбщения

VR-страйкбол — спорт настоящего и будущего

Варламов Иван Дмитриевич
02.09.2022

Вице-президент Федерации страйкбола России Бек Ибрагимбеков рассказал, что не сразу поверил в VR-страйкбол, оценил потенциал соревнований в гибридных дисциплинах и будущее фиджитал-спорта.

Страйкбол – командная военно-тактическая игра на честность, то есть до первого попадания, с применением специально разработанной мягкой пневматики. В виртуальной версии у каждого игрока есть VR-очки, благодаря которым происходит погружение в новую реальность и человек может видеть своих сокомандников, соперников, препятствия, оружие, игровую статистику, и два джойстика, которые имитируют оружие и позволяют игроку совершать действия внутри виртуальной реальности, например, брать предметы или совершать выстрелы.

– Мы сейчас увидели VR-игру, со стороны выглядит необычно. Как давно это практикуется в России и какой потенциал вы видите в новом гибридном виде спорта CS:GO + страйкбол?

– Страйкбол, именно как спорт, – это новый вид спорта. Придуман он в России. Мы здесь обогнали все остальные страны мира.  А как  вид рекреационной деятельности он уже давно зародился ещё в Японии в 70-х годах. Поэтому у нас есть возможность, потенциал и главное желание пробовать новое. И поэтому, когда мы узнали о том, что существует VR, решили попробовать, что это такое, интегрировав туда страйкбол.

Мы нашли партнёров, компанию, которая занимается разработками в VR. Они на тот момент разрабатывали систему для обучения и квалификационного тестирования специалистов по глубоководной сварке для нефтяных компаний. Это субмиллиметровая точность. Что такое субмиллиметровая точность? Это меньше миллиметра. Это произвело большое впечатление.

Совместно с этой компанией мы решили построить эксперимент – сделать реальную площадку по правилам спортивного страйкбола с соблюдением до миллиметра расстановки всех укрытий. Студенты знакомятся с VR-игрой, соревнуются, получают настоящий соревновательный импульс.  Ведь здесь не просто что-то интерактивное, это физическая активность, сочетание движения, мышечного напряжения и работы когнитивных способностей. Все функции подключаются в этот момент и человек мобилизуется. Но при этом, то, что он видит в мониторе, это вымышленная реальность, которой на самом деле нет. Если мы со стороны видим, что они очень странно двигаются, по совершенно пустому пространству, внутри игры они видят другую реальность: укрытия, противника, который перебегает с той стороны, он по ним стреляет. Они видят, как стреляют светящимися шариками, видят траекторию выстрела. И в этом случае что происходит? Кроме того, что это действительно соревнование, заметьте, что у нас одна команда может находится в Иркутске, а другая  – в Сочи. Никто не тратит время на перелёт. Можно как соревноваться, так и проводить совместные тренировки. Второй важный момент – это обучение людей различным тактикам, возможность пробовать эти различные тактические рисунки, стратегию действия. Третье – это знакомство с моделью площадки, на которой предстоит соревноваться на ближайшем турнире. Все это делают на схемах, примерно прикидывая, но люди очень по-разному могут воспринимать пространственную информацию, а здесь ты можешь пройти всё ногами. И, наконец, четвёртый момент, для меня как для учёного, я студент третьего курса аспирантуры, это настоящий кладезь научных исследований. Так как устройства, которые надеваются на голову, снимают энцефалографические показатели головного мозга. Можно определить, как человек реагирует и даже как ему научиться или как тренеру построить тренировку. Это очень объективные данные, это не наблюдения, это вещь, которая цифрами зафиксирована.

– То есть потенциал VR-технологий огромен?
– Использование таких технологий открывает для спорта и для смежных областей (например, рекреационной медицины) довольно большие перспективы. К сожалению, мы сталкиваемся со скептицизмом. Поверьте мне, я не с первого раза в это поверил, точно также, как и все нормальные люди, до тех пор пока я несколько раз выжатый как лимон, тренировался на этой площадке вживую против очень сильных спортсменов из страйкбола. Я в хорошей физической форме, но это очень колоссальная физическая нагрузка. То есть мы реально имеем дело с сочетанием виртуального и реального мира. Перспективы у этого отличные. А ведь технологии развиваются, становятся лучше. Если сейчас [на соревнованиях в РГУФКСМиТ – прим.авт.] в руках у игроков манипуляторы, то уже готовится к выпуску точная копия настоящего страйкбольного оружия с датчиками внутри.

– Почему VR-страйкбол – это круто?
– Очень интересно, используя VR, учиться коммуницировать. Это же командная игра, а не индивидуальный зачёт. Люди совместно стремятся к победе, от каждого зависит результат. Почему мы занимаемся спортом? Главный мотиватор в спорте – стремление победить. Это амбиции, тщеславие в хорошем смысле слова. Плюс тут ты делаешь что-то совместно с друзьями, вы учитесь оценивать ситуацию, сообщать, справа или слева от тебя противник. Эти вещи происходят очень быстро. И когда команда участвует в активном обмене, совместном действии, это их сплачивает, потому что дружба возникает, когда мы преодолеваем совместные трудности. Особенно в спорте. И эта вещь как ни странно в VR очень благотворно влияет на эмоциональный портрет игроков, делает из них реальную команду, потому что они вместе достигают какую-то цель.

– Студенты пробуют свои силы в современном военно-тактическом двоеборье – видеоигра CS:GO плюс страйкбол VR. Вы сами лично пробовали такую смежную дисциплину как ребята сегодня, то есть сначала за приставкой, потом в очках?
– Да.

– Насколько легко или сложно переключаться и в чём разница по ощущениям?
– Очень хороший вопрос, потому что, действительно, разница огромная. Когда мы играем в компьютерную игру, человек психологически настраивается на определенное восприятие. У него работает мелкая моторика,  задействованы мышцы глаз, плечевой пояс, при этом он всё-таки не внутри игры. То, что мы видим в экране, это всё равно полезно, потому что мы работаем за компьютером и управляем разными вещами. Но в виртуальном мире всё становится другим, там появляются новые измерения. И в этом объёме надо просто первые секунды адаптироваться. Когда ты надеваешь шлем, ты стараешься оперировать знакомыми вещами. Ты думаешь, что будет как в мониторе. А не так. У тебя вдруг появляется этот объём. Ты смотришь вверх, можешь пощупать, потрогать, веришь в эти препятствия. Это совсем другие ощущения. И это по-другому заставляет человека двигаться. Вы видели, они пригибаются, а ведь никто их не заставляет. Что у нас делает спорт? Спорт развивает человека, а это развивает.