Вход

Регистрация

Cooбщения

Примеры стратегий в Click-Storm Action Chess. Часть 18

Umaril
25.10.2019

Продвинутые тактические приемы

Теперь, когда вы научились думать как мастер, настал момент для освоения тактических приемов высокого уровня. Неслучайно в данной части руководства обозреваются некоторые из них.

Продвинутое “съешь и защити”

Прием “съешь и защити” - это, пожалуй, первое, что вы освоили в экшн-шахматах. Съешь чужую фигуру и защити свою - просто и понятно.

Например:

Белые бьют черного коня и защищают своего пешкой. Очень легко. Вы уже должны уметь это делать с закрытыми глазами.

Теперь давайте посмотрим, как ту же тактику можно применить в более сложных ситуациях.

Белые хотели бы продвинуть пешку на с4, чтобы защитить одного из своих коней, когда тот окажется на d5, но черная пешка контролирует это поле. После первого примера вы наверняка понимаете, как белые собираются действовать:

Белые все равно ходят пешкой! Как выясняется, это все то же эффективное “съешь и защити”!

Черные только что потеряли коня. Они могут одновременно совершить взятия конем и пешкой, но и белые смогут сделать в ответ то же самое.

Если же черные не съедают белую пешку, то белые заберут коня именно ей. Как в простейшем случае “съешь и защити”.

Это и есть продвинутый прием “съешь и защити”. Вы найдете возможности для использования этой тактики практически в каждой партии. И теперь вы знаете, что именно искать.

Продвинутый финт

Перечитав часть 6, вы можете вспомнить, что под финтом понимается маневр, когда вы сначала жертвуете пешку, а потом выигрываете ее.

По материалу полное равенство. Однако, белые могут достичь выигранной позиции с помощью финта. Понятно ли каким образом?

Ключевыми здесь являются ходы пешками на ферзевом фланге. Именно в этой части доски начинается продвинутый финт. Остальные сделанные ходы служат подготовкой к атаке. Как и в случае с обычным финтом, неважно, съедят черные пешку или нет. Белые получают решающую атаку в любом случае.

В данном эпизоде лучше использовать ладью для взятия пешки, поскольку в противном случае (при ходе слона или коня с той же целью) соперник может двинуть пешку вперед, уклоняясь от взятия, что может помешать.

Теперь пешки ферзевого фланга вступают в игру, допуская взрывную комбинацию:


И все, конец! Лишняя пешка (притом проходная) - достаточное преимущество для итоговой победы.

Аккуратный тайминг

Точный расчет тайминга даст вам серьезное преимущество. И это не так уж сложно. Вот один из примеров, где тайминг обязательно надо выверить:

Белая пешка перезарядится чуть раньше черного ферзя, поэтому если белые хотят успеть съесть ферзя и защитить ладью, то они должны съесть ферзя ровно в тот момент, когда у него закончится перезарядка.

Один из методов - запустить воображаемые часы в уме. Ладья должна пройти 5 полей до ферзя, что занимает 5 секунд (одно поле в секунду). Ферзь перезарядится через 10 секунд, значит, корректное время начала движения ладьи - через 5 секунд после начала перезарядки ферзя. Просто посчитайте до пяти в уме, или используйте обычные часы, если они у вас есть. Конечно, всегда лучше учитывать погрешность внимания и реакции и совершить взятие чуть раньше, чем чуть позже, но стоит стараться подбирать тайминг как можно ближе к идеальному.

Тайминг также является определяющим фактором во время взятий на ходу. Освойте этот прием или найдите другой, наиболее подходящий вам - и вы одержите множество побед.

Решение задачи из предыдущей части

Позиция по сути эквивалентна следующей.

Поэтому начнем отсюда. Первое, что стоит заметить: белые успеют забрать черного ферзя (когда он появится) своим.

Черный ферзь не избежит взятия. Черные не могут этого допустить, поэтому следующий ход королем вынужден.

Чтобы защитить пешку, черные сделают дополнительные ходы, если потребуется. Однако, они не факт, что потребуются, поскольку размен ферзей приведет белых к поражению. Если не верите, попробуйте разобраться сами, почему это так.

Итак, размен ферзей не рассматривается. Что еще могут сделать белые? Как насчет выигрыша пешки а7?


Здесь белым тоже нечего ловить. Черные либо матуют, либо выигрывают ферзя.

Размен ферзей - убрали, выигрыш пешки - нет такой темы. Что же остается?


Задача белых - помешать черным съесть последнюю белую пешку. Этого можно добиться следующим образом:

Что делать черным? Ход Фс5 оборачивается ничьей:


Оба партнера проводят по пешке, и это ничья.

Как насчет хода Фg5, планируя забрать пешку на следующем ходу?

Это тоже не приводит к успеху.

Белые предотвращают эту попытку, ставя ферзя на пути - изящный блок!

Партия должна закончиться вничью, поскольку черные не в состоянии выиграть белую пешку.

Задача на тактику

Как белым победить?

Примеры стратегий в Click-Storm Action Chess. Часть 19

Другие материалы по Click-Storm Action Chess находятся в статье ниже:

Вся информация по Click-Storm Action Chess